Здоровые дети в здоровой семье

7

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьсберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач. Закон «Об образовании» (ст. 18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья?

Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации. Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье — это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
— Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, способствовать психофи-зическому развитию детей, закаливанию организма.

— Организация рационального режима дня.

— Организация полноценного питания.

— Создание условий для полноценного двигательного режима.

— Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.

— Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей.

— Создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение утомления.

— Обеспечение безопасности детей.

— Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

— Содействовать охране и укреплению здоровья детей.

— Обогащать двигательный опыт

— Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий.

— Способствовать осознанию и усваиванию предпосылок здорового образа жизни.

— Состояние здоровья зависит от собственного поведения и знания гигиенических норм и правил.

— Учить правильно работать с острыми предметами и соблюдать осторожность.

— Учить оберегать глаза от травм, которые могут произойти при играх с песком, с мячом; объяснять важность хорошего освещения во время рисования и других занятий, связанных со зрительной работой.

— Объяснять, как вредно для здоровья (осанка, зрение) длительное время сидеть у телевизора, заниматься компьютерными играми.

— Вырабатывать представление о необходимости самому заботиться о своем здоровье: не общаться с детьми и взрослыми больными ОРЗ, научить соблюдать правила индивидуального пользования предметами личной гигиены, познакомить с условиями их хранения.

— Разъяснить пользу для здоровья закаливающих процедур, правильного питания (не переедать, не злоупотреблять сладкими, мучными, жирными продуктами, есть побольше овощей и фруктов)

— Побуждать детей сознательно относиться к своему здоровью.

— Знакомить с доступными способами укрепления здоровья.

— Развивать элементарные представления о строении человеческого тела, об основных функциях внутренних органов и отдельных физиологических систем; об охране зрения и слуха.

— Формировать потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.

— Способствовать повышению уровня произвольности двигательных актов.

— Давать детям элементарные представления о действии некоторых лечебно- профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.

— Для профилактики инфекционных заболеваний сформировать у детей установку не есть в транспорте, во время прогулки во дворе, «на ходу». Пить можно только кипяченную воду.

— Учить умению ощущать свое самочувствие, при малейшем недомогании обращаться к воспитателю, медсестре.

— Учить умению ощущать свое самочувствие, при малейшем недомогании обращаться к воспитателю, медсестре.

— Дети должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими детьми или взрослыми и как можно самому уберечься от заболеваний. Нужно выполнять элементарные правила гигиенического поведения, заботясь о своем здоровье и о здоровье близких (прикрывать рот платком при чихании, отворачиваться при кашле).

— Учить овладевать простейшими приемами аутотренинга, негативному отношению к вредными привычками.

Солевое закаливание

Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механическое действие возникает в результате раздражения биологических точек на подошве.

После утренней гимнастики ребенок подходит к подготовленной солевой дорожке. Это коврик из холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 грамм соли и 5-10 грамм йода).
Процедура закаливания начинается с разогреванием стопы. Для этого используются массажеры для стоп, по которым малыш проходит босиком . Это могут быть обычные ребристые доски, дорожки из палочек, тканевые коврики с нашитыми пуговицами, или мешочки, набитые горохом.

На дорожке из массажных ковриков, ребенок выполняет различные упражнения для стоп: покачивание вперед-назад, ходьба на носках и пятках. После того, как стопа разогрета, малыш проходит по коврику, пропитанному солевым раствором и «топчется» на месте 1-2 минуты. Одновременно с этим выполняется упражнения для мышц рук, спины, живота. После этого ребенок переходит на сухой коврик и вытирает ступни.

Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой. Изображая ветер, малыш дует на подвешенные на нитках листочки и ленточки. Этот метод прост, обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний.

Противопоказания к закаливанию и его режимы

Лишение или ограничение влияния факторов внешней среды на детский организм, изоляция от них ослабляет защитные функции ребенка. Поэтому каких-либо постоянных противопоказаний к закаливанию нет. Ограничивается лишь доза закаливающих процедур и площадь закаливающего воздействия. Временными противопоказаниями к закаливанию являются все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем. После того как острое состояние патологическое процесса миновало, можно приступить к закаливанию вновь, но сначала с использованием местных и далее общих процедур. При перерыве в проведении закаливания сроком более 10 дней его продолжают по дозировкам первоначального режима. При перерыве от 5 до 10 дней величину холодового воздействия ослабляют на 2-градуса по сравнению с температурой последней процедуры.

8